Задачи и полномочия отдела

Основные задачи отдела

1) реализация на территории Пинежского муниципального района  единой государственной политики в сфере опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан, недееспособных граждан, граждан, ограниченных судом в дееспособности, совершеннолетних дееспособных граждан, по состоянию здоровья не способных самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять свои обязанности, над которыми установлен патронаж, граждан, признанных безвестно отсутствующими;

2) защита прав и законных интересов граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, и граждан, находящихся под опекой или попечительством;

3) надзор за деятельностью опекунов и попечителей, а также организаций, в которые помещены недееспособные или не полностью дееспособные граждане;

4) контроль за сохранностью имущества и управлением имуществом граждан, находящихся под опекой или попечительством либо помещенных под надзор в образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги, или иные организации, в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

5) профилактика социального сиротства, обеспечение приоритета семейных форм воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

6) создание необходимых условий для содержания, воспитания, обучения детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Полномочия отдела

1. В сфере защиты прав и интересов несовершеннолетних граждан:

1) подготавливает документы на дачу согласия на установление отцовства лица, не состоящего в браке с матерью ребенка, в случае смерти матери, признания ее недееспособной, невозможности установления места нахождения матери или в случае лишения ее родительских прав;

2) разрешает разногласия между родителями при отсутствии соглашения между ними относительно имени и (или) фамилии ребенка;

3) исходя из интересов ребенка разрешает по совместной просьбе родителей изменить имя ребенку, не достигшему возраста четырнадцати лет, а также изменить присвоенную ему фамилию на фамилию другого родителя;

4) в случае, если родители проживают раздельно, разрешает родителю, с которым проживает ребенок, присвоить ребенку свою фамилию, в зависимости от интересов ребенка и с учетом мнения другого родителя, а в случаях, предусмотренных Семейным кодексом Российской Федерации, - без учета мнения родителя;

5) исходя из интересов ребенка разрешает изменить фамилию ребенка на фамилию матери, которую она носит в момент обращения с просьбой об изменении фамилии ребенка, если ребенок рожден от лиц, не состоящих в браке между собой, и отцовство в законном порядке не установлено;

6) разрешает разногласия между несовершеннолетними родителями и опекуном ребенка несовершеннолетних родителей, назначенным ребенку до достижения несовершеннолетними родителями возраста шестнадцати лет;

7) устанавливает наличие противоречий между интересами родителей и детей; назначают представителя для защиты прав и интересов детей в случае, если между интересами родителей и детей имеются противоречия;

8) разрешает разногласия между родителями ребенка по вопросам, касающимся воспитания и образования ребенка;

9) участвует при рассмотрении споров, связанных с воспитанием ребенка, в судебном порядке независимо от того, кем предъявлен иск в защиту ребенка; проводят обследование условий жизни ребенка и лица (лиц), претендующего (претендующих) на его воспитание, и представляют суду акт обследования и основанное на нем заключение по существу спора;

10) обязывает родителей (одного из них) не препятствовать общению ребенка с близкими родственниками в случае отказа родителей (одного из них) от предоставления возможности этого общения;

11) обращается в суд с иском об устранении препятствий к общению близких родственников с ребенком, если родители (один из них) не подчиняются (не подчиняется) решению органа опеки и попечительства;

12) проводит работу по профилактике социального сиротства, жестокого обращения с детьми;

13) допускает контакты с ребенком родителей, родительские права которых ограничены судом, если это не оказывает на ребенка вредного влияния;

14) предъявляет иски о взыскании алиментов на несовершеннолетних детей к их родителям (одному из них) при отсутствии соглашения родителей об уплате алиментов, при непредоставлении содержания несовершеннолетним детям и при непредъявлении иска в суд;

15) предъявляет иски о признании недействительными соглашений об уплате алиментов, если предусмотренные условия предоставления содержания несовершеннолетнему ребенку существенно нарушают его интересы;

16) предъявляет иски о признании брака недействительным, если брак заключен с лицом, не достигшим брачного возраста, при отсутствии разрешения на заключение брака до достижения этим лицом брачного возраста;

17) участвует при рассмотрении судом дел о признании недействительным брака, заключенного с лицом, не достигшим брачного возраста, а также с лицом, признанным судом недееспособным;

18) дает согласие на заключение трудового договора с учащимся, достигшим возраста четырнадцати лет, для выполнения в свободное от учебы время легкого труда, не причиняющего вреда его здоровью и не нарушающего процесса обучения;

19) дает согласие на заключение трудового договора с лицами, не достигшими возраста четырнадцати лет, для участия в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений без ущерба здоровью и нравственному развитию в организациях кинематографии, театрах, театральных и концертных организациях, цирках;

20) предъявляет иски об ограничении или лишении несовершеннолетнего гражданина в возрасте от 14 до 18 лет права самостоятельно распоряжаться своими заработком, стипендией или иными доходами, за исключением случаев, когда несовершеннолетний гражданин приобрел дееспособность в полном объеме;

21) решает вопрос об объявлении несовершеннолетнего гражданина полностью дееспособным (эмансипация) с согласия обоих родителей или законных представителей;

22) принимает решение о психиатрическом освидетельствовании несовершеннолетних граждан в возрасте до 15 лет или больных наркоманией несовершеннолетних в возрасте до 16 лет в случае возражения одного из родителей либо при отсутствии родителей или иных законных представителей;

23) принимает решение о госпитализации несовершеннолетнего гражданина в возрасте до 15 лет или больного наркоманией несовершеннолетнего в возрасте до 16 лет в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, в случае возражения одного из родителей либо при отсутствии родителей или иных законных представителей;

24) дает согласие на осуществление ухода за нетрудоспособным гражданином учащимся, достигшим возраста четырнадцати лет, в свободное от учебы время;

2. С целью профилактики социального сиротства осуществляют следующие полномочия:

1) своевременно выявляют ребенка, проживающего в семье и находящегося в ситуации, угрожающей его жизни и здоровью;

2) организуют профилактическую и реабилитационную работу с ребенком и его семьей на начальной стадии возникновения семейных проблем;

3) организуют работу по профилактике отказа родителей от ребенка, в том числе отказа взять ребенка из родильного дома (отделения) либо из иного детского учреждения;

4) организуют информационно-просветительскую и коррекционную работу с родителями и иными законными представителями детей, направленную на повышение их сознательности, компетентности, оказывают им соответствующую психологическую, педагогическую, социальную, медицинскую и правовую помощь;

5) организуют комплексное социально-психологическое сопровождение семьи и ребенка в целях оказания помощи семье в воспитании ребенка и осуществления эффективного контроля за условиями его жизни и воспитания;

3. Отдел осуществляет следующие полномочия по защите прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей:

1) защищает права и интересы детей в случаях смерти родителей, лишения их родительских прав, ограничения их в родительских правах, признания родителей недееспособными, болезни родителей, длительного отсутствия родителей, уклонения родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе при отказе родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, или аналогичных организаций, при создании действиями или бездействием родителей условий, представляющих угрозу жизни или здоровью детей либо препятствующих их нормальному воспитанию и развитию, а также в других случаях отсутствия родительского попечения;

2) выявляет детей, оставшихся без попечения родителей; проводят обследование условий жизни детей, оставшихся без попечения родителей; при установлении факта отсутствия попечения родителей ведут учет таких детей в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, обеспечивают защиту их прав и интересов до решения вопроса об их устройстве и исходя из конкретных обстоятельств утраты попечения родителей избирают формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, а также осуществляют последующий контроль за условиями их содержания, воспитания и образования, охраной их прав и законных интересов;

3) заявляет о государственной регистрации рождения найденного (подкинутого) ребенка, родители которого неизвестны, не позднее чем через семь дней со дня обнаружения ребенка;

4) производит немедленное отобрание ребенка у родителей (одного из них) или у других лиц, на попечении которых он находится, на основании соответствующего акта главы муниципального образования Архангельской области в случае, если областным законом от 20 сентября 2005 года N 84-5-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области отдельными государственными полномочиями" органы местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области наделены полномочиями по опеке и попечительству;

5) незамедлительно уведомляет прокурора об отобрании ребенка у родителей (одного из них) или у других лиц, на попечении которых он находится, обеспечивают временное устройство ребенка и в течение семи дней после вынесения  главой муниципального образования Архангельской области акта об отобрании ребенка обращаются в суд с иском о лишении родителей родительских прав или об ограничении их родительских прав, случае, если областным законом от 20 сентября 2005 года N 84-5-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области отдельными государственными полномочиями" органы местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области наделены полномочиями по опеке и попечительству,

6) участвует при принудительном исполнении решений, связанных с отобранием ребенка и передачей его другому лицу (лицам);

7) обращается в суд с иском о лишении родительских прав;

8) участвует при рассмотрении судом дел о лишении родительских прав, о восстановлении в родительских правах, об ограничении родительских прав;

9) в течение трех рабочих дней со дня получения сведений о детях, оставшихся без попечения родителей, проводит обследование условий жизни ребенка и при установлении факта отсутствия попечения его родителей или его родственников обеспечивают защиту прав и интересов такого ребенка до решения вопроса о его устройстве;

10) направляет имеющуюся информацию о детях, оставшихся без попечения родителей, в уполномоченный исполнительный орган государственной власти Архангельской области в сфере организации деятельности по опеке и попечительству в Архангельской области для первичного учета в региональном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и одновременного направления указанной информации в федеральный орган исполнительной власти, определяемый Правительством Российской Федерации, для первичного учета в федеральном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с Федеральным законом от 16 апреля 2001 года N 44-ФЗ "О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей;

10.1) в течение месяца со дня получения сведений о детях, оставшихся без попечения родителей, направляет документированную информацию о ребенке, оставшемся без попечения родителей, в уполномоченный исполнительный орган государственной власти Архангельской области в сфере организации деятельности по опеке и попечительству в Архангельской области для учета в региональном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, организации его устройства в семью граждан Российской Федерации на территории Архангельской области и одновременного направления указанной информации в соответствующий федеральный орган исполнительной власти для учета в федеральном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с Федеральным законом от 16 апреля 2001 года N 44-ФЗ "О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей";

10) в течение месяца со дня получения сведений о детях, оставшихся без попечения родителей, обеспечивает устройство таких детей;

11) исполняет обязанности опекуна, попечителя детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до их устройства на воспитание в семью или в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

12) ведут подбор, учет и подготовку в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями либо принять детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах;

13) требует от гражданина, подавшего заявление о назначении его опекуном или попечителем, предоставления сведений о себе, а также запрашивают информацию о нем в органах внутренних дел, органах записи актов гражданского состояния, медицинских и иных организациях;

14) участвует при рассмотрении судом дел об установлении усыновления детей; составляют акт обследования условий жизни усыновителей (усыновителя) по месту жительства или месту нахождения усыновляемого ребенка либо по месту жительства усыновителей (усыновителя); для установления усыновления ребенка дают заключение об обоснованности усыновления и о его соответствии интересам усыновляемого ребенка с указанием сведений о факте личного общения усыновителей (усыновителя) с усыновляемым ребенком;

15) дает согласие на усыновление ребенка несовершеннолетних родителей, не достигших возраста шестнадцати лет, при отсутствии родителей или опекунов, попечителей;

16) заверяет заявление о согласии родителей на усыновление ребенка в случаях и порядке, предусмотренных Семейным кодексом Российской Федерации;

17) дает разъяснения гражданам Российской Федерации по вопросам, связанным с усыновлением;

18) ведет учет граждан Российской Федерации в качестве кандидатов в усыновители; представляют им информацию о ребенке, который может быть усыновлен; выдают направление для посещения ребенка (детей) по месту жительства (нахождения) ребенка (детей);

18.1) содействует психолого-педагогической и правовой подготовке лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей;

19) осуществляет контроль за условиями жизни и воспитания усыновленного ребенка; проводит контрольное обследование условий жизни и воспитания усыновленного ребенка; составляют отчет об условиях жизни и воспитания усыновленного ребенка;

20) обращается в суд с иском об отмене усыновления ребенка; участвует при рассмотрении судом дел об отмене усыновления ребенка;

21) подготавливает проект нормативного правового акта о назначении опекуна или попечителя, исполняющего свои обязанности возмездно, при устройстве ребенка под опеку или попечительство по договору об осуществлении опеки или попечительства;

22) рассматривает жалобы родителей или других родственников либо усыновителей ребенка на действия (бездействие) по осуществлению опеки или попечительства опекуном или попечителем ребенка;

23) в случае возникновения противоречий между интересами подопечных одного и того же опекуна или попечителя при осуществлении ими законного представительства готовит документы о назначении каждому из подопечных временного представителя для разрешения возникших противоречий;

24) обязывает опекуна или попечителя устранить нарушения прав и законных интересов ребенка либо его родителей или других родственников либо усыновителей;

25) дает рекомендации опекуну или попечителю относительно способов воспитания ребенка, находящегося под опекой или попечительством;

26) представляет законные интересы несовершеннолетних граждан, находящихся под опекой или попечительством, в отношениях с любыми лицами (в том числе в судах), если действия опекунов или попечителей по представлению законных интересов подопечных противоречат законодательству Российской Федерации и (или) законодательству Архангельской области или интересам подопечных либо если опекуны или попечители не осуществляют защиту законных интересов подопечных;

27) подготавливает нормативные правовые акты  об освобождении опекуна или попечителя от исполнения своих обязанностей в случае возникновения противоречий между интересами подопечного и интересами опекуна или попечителя, в том числе временно;

28) осуществляет подбор и подготовку приемных родителей, соблюдая требования, установленные Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом "Об опеке и попечительстве", а также статьей 146 Семейного кодекса Российской Федерации;

29) составляет акт по результатам обследования условий жизни лиц (лица), желающих (желающего) взять ребенка (детей) на воспитание в приемную семью; дают заключения о возможности быть приемными родителями, организуют обучение кандидатов в приемные родители;

30) заключает договор о приемной семье с приемными родителями или приемным родителем; выдают приемным родителям удостоверение установленного образца;

31) содействует созданию приемных семей, оказывают приемным родителям необходимую помощь и осуществляют наблюдение за условиями жизни и воспитания ребенка (детей) в приемных семьях;

32) осуществляет контроль за условиями содержания, воспитания и образования детей, находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также принимают меры для устройства таких детей на воспитание в семью;

33) исполняет обязанности опекуна или попечителя по завершении пребывания ребенка в образовательной организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до достижения им возраста восемнадцати лет;

34) подготавливает нормативные правовые акты об устройстве детей в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

35) дают согласие на продление срока временной передачи ребенка в семью граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, при наличии исключительных обстоятельств на срок, предусмотренный Семейным кодексом Российской Федерации;

36) предоставляют организациям для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, информацию о гражданах, которые выразили желание стать опекунами или попечителями и учет которых ведется в соответствии с Федеральным законом "Об опеке и попечительстве", в целях осуществления временной передачи ребенка в семью граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации;

37) назначают и ежемесячно начисляют денежные средства на содержание детей, переданных под опеку (попечительство), в приемные семьи; осуществляют контроль за целевым расходованием указанных денежных средств;

38) назначают оплату труда приемных родителей и единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью;

39) дают согласие на раздельное проживание попечителя с подопечным, достигшим шестнадцати лет, при условии, что это не отразится неблагоприятно на воспитании и защите прав и интересов подопечного;

40) обеспечивают разработку и реализацию плана мероприятий по защите прав и интересов детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, проживающих в семьях, находящихся в социально опасном положении;

41) дают согласие на снятие детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с регистрационного учета по месту жительства или по месту пребывания;

42) дают в установленном порядке согласие на перевод детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из одной образовательной организации в другую либо на изменение формы обучения до получения ими общего образования, а также на исключение таких лиц из образовательной организации;

43) участвуют в пределах своей компетенции в проведении индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними гражданами, указанными в статье 5Федерального закона от 24 июня 1999 года N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", если они являются сиротами либо остались без попечения родителей или иных законных представителей, а также осуществляют меры по защите личных и имущественных прав несовершеннолетних граждан, нуждающихся в помощи государства;

44) в порядке и в сроки, определяемые Правительством Российской Федерации, осуществляют проверку условий жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, соблюдения опекунами и попечителями прав и законных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

45) осуществляют ведение учетных дел несовершеннолетних детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, и формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, в порядке, установленном областным законом от 17 декабря 2012 года N 591-36-ОЗ "О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Архангельской области";

46) в период пребывания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, медицинских организациях и иных организациях, создаваемых в установленном законодательством Российской Федерации и законодательством Архангельской области порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, либо прохождения военной службы по призыву, либо отбывания наказания в исправительных учреждениях, либо нахождения их под опекой (попечительством) или в приемных семьях в отношении жилых помещений, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей:

- ведут учет жилых помещений;

- обеспечивают сохранность жилых помещений;

- проводят обследование состояния имущества и жилого помещения;

- принимают предусмотренные законодательством Российской Федерации меры по освобождению жилых помещений, ранее занимаемых детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, а также лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

- осуществляют контроль за использованием жилых помещений и (или) распоряжением жилыми помещениями, обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния этих жилых помещений;

47) устанавливают факт невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, в порядке, установленном областным законом от 17 декабря 2012 года N 591-36-ОЗ "О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Архангельской области";

48) рассматривают вопросы о наличии (отсутствии) обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, о необходимости расторжения договора найма специализированного жилого помещения и заключения договора социального найма либо заключения договора найма специализированного жилого помещения на новый срок, в порядке, установленном областным законом от 17 декабря 2012 года N 591-36-ОЗ "О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Архангельской области";

49) принимают меры по передаче закрепленного жилого помещения или его части по договору коммерческого найма гражданам, нуждающимся в жилом помещении, или в аренду юридическим лицам на период пребывания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, медицинских организациях и иных организациях, создаваемых в установленном законодательством Российской Федерации и законодательством Архангельской области порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, либо прохождения военной службы по призыву, либо отбывания наказания в исправительных учреждениях, либо нахождения их под опекой (попечительством) или в приемных семьях;

50) направляют в уполномоченный исполнительный орган государственной власти Архангельской области в сфере образования заявления о предоставлении единовременной денежной выплаты на ремонт жилых помещений, находящихся в собственности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - единовременная денежная выплата);

51) проводят обследование жилых помещений, находящихся в собственности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на предмет необходимости проведения ремонта;

52) осуществляют контроль за использованием единовременной денежной выплаты в форме обследования отремонтированных жилых помещений, находящихся в собственности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

53) осуществляют иные полномочия, предусмотренные законодательством Российской Федерации и законодательством Архангельской области.

4. Отдел выполняет следующие полномочия по защите прав и интересов граждан, признанных судом недееспособными, ограниченных судом в дееспособности, а также совершеннолетних дееспособных граждан, по состоянию здоровья не способных самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять свои обязанности, над которыми установлен патронаж:

1) выявляют и ведут учет граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки, попечительства или патронажа;

2) обращаются в суд с заявлением о признании граждан недееспособными или об ограничении дееспособности граждан, а также о признании подопечных дееспособными, если отпали основания, в силу которых граждане были признаны недееспособными или ограниченно дееспособными;

3) участвуют при рассмотрении судом дел о признании граждан недееспособными, об ограничении дееспособности граждан, о признании подопечных дееспособными, по вопросам защиты прав и интересов подопечных граждан;

4) ведут учет граждан, желающих стать опекунами или попечителями, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, производят подбор кандидатов в опекуны, попечители, а также в помощники совершеннолетнего дееспособного гражданина;

4.1) информируют граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями либо принять ребенка, оставшегося без попечения родителей, на воспитание в семью в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах, о возможных формах устройства ребенка в семью, об особенностях отдельных форм устройства ребенка в семью, о порядке подготовки документов, необходимых для установления опеки или попечительства либо устройства детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах, а также оказывают содействие в подготовке таких документов;

4.2) оказывают помощь опекунам и попечителям несовершеннолетних граждан в реализации и защите прав подопечных;

5) временно исполняют обязанности опекуна или попечителя в отношении недееспособных и ограниченных в дееспособности граждан, над которыми опека и попечительство не установлены, в предусмотренные законодательством Российской Федерации сроки;

6) при отсутствии близких родственников участвуют в качестве законного представителя лица, в отношении которого ведется производство о применении принудительной меры медицинского характера;

7) устанавливают опеку в отношении недееспособных граждан, попечительство и патронаж в отношении совершеннолетних граждан;

8) осуществляют надзор за деятельностью опекунов и попечителей, деятельностью организаций, в которые помещены недееспособные и ограниченно дееспособные граждане;

9) осуществляют контроль за исполнением помощником совершеннолетнего дееспособного гражданина своих обязанностей и извещают находящегося под патронажем гражданина о нарушениях, допущенных его помощником и являющихся основанием для расторжения заключенных между ними договора поручения, договора доверительного управления имуществом или иного договора;

10) представляют законные интересы недееспособных граждан, находящихся под опекой, в отношениях с любыми лицами (в том числе в судах), если действия опекунов по представлению законных интересов подопечных противоречат законодательству Российской Федерации и (или) законодательству Архангельской области или интересам подопечных либо если опекуны не осуществляют защиту законных интересов подопечных;

11) освобождают и отстраняют опекунов, попечителей от исполнения ими своих обязанностей в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

12) обращаются в суд с иском о признании недействительными соглашений об уплате алиментов, если предусмотренные условия предоставления содержания недееспособному члену семьи существенно нарушают его интересы;

13) участвуют при рассмотрении судом дел о признании недействительным брака, заключенного с лицом, признанным судом недееспособным;

14) в случаях, если в интересах недееспособного или не полностью дееспособного гражданина ему необходимо немедленно назначить опекуна или попечителя, принимают акт о временном назначении опекуна или попечителя (акт о предварительных опеке или попечительстве);

15) в порядке и в сроки, определяемые Правительством Российской Федерации, осуществляют проверку условий жизни подопечных, соблюдения опекунами и попечителями прав и законных интересов подопечных;

16) осуществляют защиту прав и интересов граждан, нуждающихся в установлении над ними профессиональной опеки, и граждан, над которыми установлена профессиональная опека, в соответствии со статьей 5 областного закона "О профессиональной опеке над недееспособными гражданами в Архангельской области";

17) осуществляют иные полномочия, предусмотренные законодательством Российской Федерации и законодательством Архангельской области.

Отдел осуществляет следующие полномочия по защите жилищных и имущественных прав несовершеннолетних граждан, граждан, признанных судом недееспособными, ограниченных судом в дееспособности, а также совершеннолетних дееспособных граждан, по состоянию здоровья не способных самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять свои обязанности, над которыми установлен патронаж, граждан, признанных безвестно отсутствующими:

1) дают опекунам и попечителям разрешения и обязательные для исполнения указания в письменной форме в отношении распоряжения имуществом подопечных;

2) дают предварительное разрешение опекуну совершать, а попечителю давать согласие на совершение сделок по сдаче имущества подопечного внаем, в аренду, в безвозмездное пользование или в залог, по отчуждению имущества подопечного (в том числе по обмену или дарению), совершение сделок, влекущих за собой отказ от принадлежащих подопечному прав, раздел его имущества или выдел из него долей, и на совершение любых других действий, влекущих за собой уменьшение стоимости имущества подопечного;

3) дают предварительное разрешение опекуну или попечителю, если их действия могут повлечь за собой уменьшение стоимости имущества подопечного, в том числе при отказе от иска, поданного в интересах подопечного, заключении в судебном разбирательстве мирового соглашения от имени подопечного, заключении мирового соглашения с должником по исполнительному производству, в котором подопечный является взыскателем;

4) дают предварительное разрешение на заключение от имени подопечного кредитного договора, договора займа в случаях, предусмотренных Федеральным законом "Об опеке и попечительстве";

5) дают предварительное разрешение опекуну на заключение договора о передаче имущества подопечного в пользование на срок более чем пять лет при наличии обстоятельств, свидетельствующих об особой выгоде такого договора, если законодательством Российской Федерации не установлен иной предельный срок;

6) дают предварительное разрешение в случаях выдачи доверенности от имени подопечного;

7) дают предварительное разрешение на распоряжение средствами материнского (семейного) капитала усыновителям, опекунам (попечителям) или приемным родителям ребенка (детей) в случаях, если у ребенка (детей) право на дополнительные меры государственной поддержки возникло по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 29 декабря 2006 года N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей";

8) при обнаружении факта заключения договора от имени подопечного без предварительного разрешения органа опеки и попечительства незамедлительно обращаются от имени подопечного в суд с требованием о расторжении такого договора в соответствии с гражданским законодательством, за исключением случая, если такой договор заключен к выгоде подопечного;

9) дают согласие на отчуждение жилого помещения, в котором проживают находящиеся под опекой или попечительством члены семьи собственника данного жилого помещения либо оставшиеся без родительского попечения несовершеннолетние члены семьи собственника (о чем известно органу опеки и попечительства), если при этом затрагиваются права или охраняемые законом интересы указанных лиц;

10) дают предварительное согласие на обмен жилыми помещениями, которые предоставлены по договорам социального найма и в которых проживают несовершеннолетние граждане, недееспособные или ограниченно дееспособные граждане, являющиеся членами семей нанимателей данных жилых помещений;

11) по просьбе опекуна или попечителя, добросовестно исполняющих свои обязанности, разрешают безвозмездно пользоваться имуществом подопечного в своих интересах вместо выплаты вознаграждения;

12) прекращают пользование имуществом подопечного при неисполнении или ненадлежащем исполнении опекуном или попечителем своих обязанностей, а также при существенном нарушении опекуном или попечителем имущественных прав и интересов подопечного;

13) составляют опись имущества подопечного в присутствии опекуна или попечителя, представителей товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива, осуществляющего управление многоквартирным домом, управляющей организации либо органов внутренних дел, а также несовершеннолетнего подопечного, достигшего возраста четырнадцати лет, а по его желанию - иных заинтересованных лиц;

14) утверждают отчет опекуна или попечителя о хранении, об использовании имущества подопечного и об управлении имуществом подопечного;

15) при утверждении отчета опекуна или попечителя исключают из описи имущества подопечного пришедшие в негодность вещи и вносят соответствующие изменения в опись имущества подопечного;

16) при обнаружении ненадлежащего исполнения опекуном или попечителем обязанностей по охране имущества подопечного и управлению имуществом подопечного (порча, ненадлежащее хранение имущества, расходование имущества не по назначению, совершение действий, повлекших за собой уменьшение стоимости имущества подопечного, и другое) составляют об этом акт и предъявляют требование к опекуну или попечителю о возмещении убытков, причиненных подопечному;

17) дают предварительное разрешение на расходование опекуном или попечителем исключительно в интересах подопечного доходов подопечного, в том числе сумм алиментов, пенсий, пособий и иных предоставляемых на его содержание социальных выплат, а также доходов, причитающихся подопечному от управления его имуществом, за исключением доходов, которыми подопечный вправе распоряжаться самостоятельно, с соблюдением положений пункта 1 статьи 37 Гражданского кодекса Российской Федерации;

18) подготавливает нормативные правовые акты на предварительное разрешение на отказ от наследства в случае, когда наследником является несовершеннолетний гражданин, недееспособный или ограниченно дееспособный гражданин;

19) подготавливает нормативные правовые акты на предварительное разрешение родителям (усыновителям), опекунам или выступают с инициативой передачи в собственность несовершеннолетних граждан в возрасте до 14 лет жилых помещений, в которых проживают исключительно несовершеннолетние граждане в возрасте до 14 лет;

20) подготавливает нормативные правовые акты на выдачу согласия несовершеннолетним гражданам в возрасте от 14 до 18 лет на передачу им в собственность жилых помещений, в которых проживают исключительно несовершеннолетние граждане в возрасте от 14 до 18 лет;

21) подготавливает нормативные правовые акты на предварительное разрешение законным представителям несовершеннолетних граждан, не достигших возраста 14 лет, или выступают с инициативой оформления договоров передачи жилого помещения в собственность детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в случае смерти родителей, а также в иных случаях утраты попечения родителей, если в жилом помещении остались проживать исключительно несовершеннолетние граждане;

22) подготавливает нормативные правовые акты на выдачу согласия несовершеннолетним гражданам в возрасте от 14 до 18 лет на оформление договоров передачи жилого помещения в собственность детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в случае смерти родителей, а также в иных случаях утраты попечения родителей, если в жилом помещении остались проживать исключительно несовершеннолетние граждане;

23) при необходимости постоянного управления недвижимым и ценным движимым имуществом подопечного заключают с доверительным управляющим договор о доверительном управлении таким имуществом;

24) осуществляют подбор кандидата в доверительные управляющие имуществом подопечного, разрабатывают проекты договоров доверительного управления имуществом подопечного, организуют работу по контролю за осуществлением доверительным управляющим своих прав и исполнением им своих обязанностей;

25) осуществляют контроль за исполнением обязанностей доверительными управляющими имуществом подопечных;

26) направляют в органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, сведения о проживающих в жилом помещении членах семьи собственника данного жилого помещения, находящихся под опекой или попечительством, либо несовершеннолетних членах семьи собственника данного жилого помещения, оставшихся без родительского попечения, в трехдневный срок со дня установления опеки или попечительства либо со дня, когда органу опеки и попечительства стало известно об отсутствии родительского попечения;

27) осуществляют охрану интересов неродившегося наследника при разделе наследственного имущества;

28) на основании решения суда заключают договор доверительного управления имуществом гражданина, признанного безвестно отсутствующим, при необходимости постоянного управления его имуществом;

29) в порядке и в сроки, определяемые Правительством Российской Федерации, осуществляют проверку обеспечения сохранности имущества подопечных;

30) сообщают об установлении опеки над недееспособными гражданами, об опеке, попечительстве и управлении имуществом малолетних граждан, иных несовершеннолетних граждан, граждан, ограниченных судом в дееспособности, совершеннолетних дееспособных граждан, по состоянию здоровья не способных самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять свои обязанности, над которыми установлен патронаж, граждан, признанных безвестно отсутствующими, а также о последующих изменениях, связанных с указанной опекой, попечительством или управлением имуществом, в налоговые органы по месту их нахождения не позднее пяти дней со дня принятия соответствующего решения;

31) принимают меры по защите жилищных прав подопечных, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе по списанию или погашению задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг, в соответствии с порядком, определенным законодательством Российской Федерации и законодательством Архангельской области;

32) осуществляют защиту жилищных и имущественных прав граждан, над которыми установлена профессиональная опека, в соответствии со статьей 5 областного закона "О профессиональной опеке над недееспособными гражданами в Архангельской области";

33) Отдел в пределах своей компетенции и в соответствии с распоряжением администрации МО «Пинежский район» № 0188-р от 10.07.2015 года «О контрактной службе администрации МО «Пинежский район» участвует в работе контрактной службы администрации МО «Пинежский район» при закупке жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

34) осуществляют иные полномочия, предусмотренные законодательством Российской Федерации и законодательством Архангельской области.