Действия при перевороте лодки
Всякому рыбаку должны быть хорошо понятны его действия при перевороте лодки или ее наполнении водой. Первый и основной совет: для начала постараться, чтобы при перевороте лодка не накрыла вас сверху и не ударила по голове. Для этого необходимо в такие критические моменты держать прямые руки поднятыми над головой. Затем следует схватиться за лодку, а если есть возможность - и залезть на нее. Конечно, предпочтительнее в такой ситуации выглядят надувные лодки - многие дюралюминиевые лодки по разным причинам не обладают достаточной плавучестью и в качестве объекта для спасения рыбаков при перевороте или наполнении лодки водой рассматриваться не могут. Именно поэтому перед выходом на воду, особенно на чужой лодке, необходимо поинтересоваться - какие на ней имеются емкости непотопляемости и средства для спасения людей.
На металлической лодке надо обязательно иметь спасательные круги - по одному на человека: при выходе лодки из строя или ее затоплении они позволят выжить.
При падении в воду, когда трудно ухватиться за лодку или использовать ее в качестве средства спасения, необходимо в первую очередь снять с себя обувь и тяжелую одежду - и только после этого плыть к берегу.
Кстати, на больших водоемах на рыбалку лучше выезжать коллективом из нескольких лодок, и лодки должны находиться друг от друга на расстоянии прямой видимости - для своевременного оказания помощи.
Нельзя пить на воде и плавать ночью
Нельзя на воде употреблять крепкие алкогольные напитки - ведь пьяному и море по колено. Снижается чувство опасности, человек становится чересчур смелым и безответственным.
Запрещено ловить рыбу с лодок и вообще плавать на маломерных судах ночью. Но если сложилась такая ситуация и все же надо плыть по воде в темноте на свой страх и риск, то, при отсутствии фонаря постоянно зажигать спички или зажигалки, голосом подавать знаки, чтобы привлечь внимание людей, которые тоже могут оказаться на воде. Но лучше для таких ночных экстремальных ситуаций иметь на лодке два фонаря: один - для освещения лодки, а другой - мощный, типа прожектора, для освещения пути. В карманах всегда должны лежать маленькие налобные фонарики, которые в темноте надо сразу включить. Неплохо подключить и эхолот, он при изменении курса покажет мелкие и опасные места. Но безопаснее все же не плыть в темноте, а причалить к берегу, развести костер и дождаться утра.
Госинспектор по маломерным судам
II категории ГИМС МЧС России Андрей Телицын