При движении надо крепко держаться за лодку
Всегда при движении лодки под мотором, особенно с большими скоростями, необходимо хорошо упереться ногами в борта, а свободной рукой крепко держаться за лодку, чтобы в случае, не дай бог, какого-либо столкновения или резкого маневра не выпасть из лодки или, ударившись о лодку, не получить травму. Особенно это стало актуальным в последнее время, когда даже многие надувные лодки из ПВХ передвигаются по воде со скоростями порядка 35-50 км/час. Можно представить себе, чем заканчивается удар дейдвуда - "ноги" мотора на такой скорости о подводный топляк или браконьерскую сеть.
Добавлю, что судоводитель на лодке с транцевым или рулевым управлением должен обязательно надевать на запястье специальный аварийный шнурок, соединенный с кнопкой экстренного выключения мотора. Если вы выпали за борт, то чека-шнурок на руке выключает мотор, и, во-первых, вас не покалечит работающим винтом, а, во-вторых, лодка не уезжает от вас, а плывет по течению рядом и, чтобы добраться до нее, среднему пловцу необходимо сделать, как правило, лишь десяток хороших гребков.
Действия при возникшем препятствии
При движении по быстрой реке, будь то на гребной лодке или на катере с мотором, необходимо четко представлять свои действия при внезапно возникшем препятствии. Например, лодка спускается вниз по течению, выходит из-за поворота, а река полностью перегорожена упавшим деревом или завалом. Большой ошибкой в такой ситуации будет попытка погасить скорость лодки и выполнение так называемого "заднего траверса", который пришел в водный туризм из далеких 60-х. Эта практика и такая неправильная техника стала пагубной для многих. Ошибка в том, что невозможно быстро погасить скорость, т.к. лодка обладает очень большой кинетической энергией (вспомните формулу - произведение половины массы на квадрат скорости). Ваша задача - не гасить эту скорость, а изменить направление, т.е. необходимо на одном месте развернуть лодку на ходу почти на 180 градусов, поставить острый угол траверса и заставить посудину врезаться в берег носом против течения. При этом один из гребцов продолжает работать веслами (или поддерживает скорость мотором), а передний пулей выпрыгивает на сушу и держит лодку за нос, вытаскивая ее как можно дальше. Чтобы четко представить себе визуально этот маневр, можно посмотреть любые соревнования по гребному слалому: описанный мною маневр - это заход лодки на "обратные ворота". Точно так же все обстоит и на моторной лодке в большой воде. Если что-то возникло неожиданно перед судном - бакен, корабль, каменная коса и т.п., скорость погасить и включить заднюю передачу мгновенно не удастся, поэтому необходимо сделать резкий маневр, чтобы отвести нос судна в сторону. В этом случае удар о препятствие будет уже не лобовой, а по касательной, что гораздо безопаснее. При этом позаботьтесь, чтобы ваши друзья не вывалились за борт, крикнув им, чтобы они упали на дно лодки и крепко держались руками.
Госинспектор по маломерным судам
II категории ГИМС МЧС России Андрей Телицын