Туризм

Загадочные имена на карте Пять с половиной часов – столько времени идет поезд от Архангельска до Карпогор. Приехавший в центр старинного края гость переносится в совсем другой мир. Верхняя Пинега – край, сохранивший былины Древней Руси, еще более древние географические названия, давший миру великого православного подвижника и выдающегося советского писателя. Благодаря им Сура и Веркола теперь не просто географические точки, а духовные магниты, притягивающие сюда и паломников по святым местам, и любителей отечественной словесности. Едешь в автобусе по дорогам Пинежья – и через каждые пару километров встречаешь топонимические загадки. До прихода в край новгородских ушкуйников обитала здесь чудь, финно-угорские племена. Вот и название реки Пинега обычно переводится с древнего финского наречия. Да только корень «пин» означает «маленький». А теперь взгляните на карту: разве Пинега маленькая? Значит, название мог оставить народ, живший в этих краях еще до прихода финно-угров. Точно так же пытаются истолковать имена рек Ура и Сура – и теряются в догадках. Между тем слово «ур» в значении «вода» сохранилось в языке... басков, а еще – сибирского народа кетов. Неужели топонимы Пинежья – осколки некоего праязыка, рассыпанные по всей Евразии? Но все-таки большинство местных названий – финно-угорские: река Шарда переводится как «черемуха», Варда – «гриб». Так же, как чудские корни имеет Явзора, которую местные жители истолковывают по-русски: вышел предводитель ушкуйников на высокий берег реки – и явилась взору его несказанная красота. Шотову выводят от «шататься», хотя краеведы скорее склонны искать истоки этого имени в сибирских названиях, оканчивающихся на «шет» («ручей»). А вот река Хорса, чье имя заставляет вспомнить скифо-славянское солнечное божество. В общем, карта Пинежья – настоящее раздолье для любителей докапываться до исторических корней. Проще всего объясняется название райцентра: Карпогоры, «Карпова гора», в честь первопоселенца этих мест Карпа. Чудь начудила Здесь на берегах Пинеги сказки и легенды живут рядом. Земля эта дала России целую плеяду сказителей и сказительниц, самая известная из которых – Мария Кривополенова, Махонька, как любовно называли ее земляки. Путешествуя по дорогам таежного края, узнаешь много необычного и загадочного. Вот тот холм, что высится вдалеке, – это, согласно местной легенде, курган, в недрах которого спрятаны сокровища. А отыскать их может только тот, кто тридцать три раза опашет курган на тройке лошадей. Есть желающие рискнуть? Сегодня в России массовики-затейники, не обременяя себя глубокими историческими и мифологическими изысканиями, берут то, что известно каждому с детства. Так множатся «родины» лешего, Бабы-яги, водяного... А вот в пинежской Шардонеми (название, кстати, пишут по-разному, даже на указателях – где «немь», а где «мень» – ох уж эта чудь начудила!) сельские энтузиасты решили обратиться к местной мифологии. И теперь туристов встречают баба Обдериха, живущая в бане, Амбарник и бесенок Шиликун. Веселая и проказливая нечисть демонстрирует туристам закрома старинного пинежского амбара, баньку по-черному. А еще гостям покажут место, где блазнит: ночью посреди улицы стоит старушонка с палкой и никого не пускает; жители близлежащих изб не могут попасть в родной дом – нечистая сила водит. Расскажут вам и о знаменитых пинежских колдунах, насылавших порчу (икоту), вспомнят о древних языческих временах, когда деревня Городецк именовалась Поганцей, а Сура в летописях упоминалась с непременным эпитетом «поганая» (от греческого «паган» – язычник). Ныне же Суру зовут святой. По святым местам Сура. Это скромное селение известно всему православному миру: здесь некогда родился один из выдающихся религиозных деятелей России, Иоанн Кронштадтский. Высоко на угоре над рекой – Никольский храм, удивительно светлый, как будто пронизанный солнечными лучами. Вдоль улицы, нареченной именем великого земляка, – добротные крестьянские дома. Строили их местные жители по петербургским образцам – так, как и наказывал им отец Иоанн: с мезонином, балкончиком. В одном из таких домов разместился общественный музей народного быта. Собственно говоря, сама Сура – музей под открытым небом. Здесь покоятся родственники Иоанна Кронштадтского. Наряду с музеем батюшки здесь находятся сохранившийся дом его сестры Дарьи Сергиевой, старинные здания женского монастыря. К сожалению, в годы воинствующего безбожия часть строений была разрушена или приспособлена под хозяйственные нужды. На фундаменте бывшей колокольни выросли березы. Сегодня облик православной Суры, становящейся одним из центров паломничества, преображается. В недалеком будущем она должна стать одной из главных святынь Севера наряду с Соловецким, Антониево-Сийским и Артемиево-Веркольским монастырями. На родине Иоанна Кронштадтского Особое место занимает Пинежский край на карте православных святынь России. Самые скромные уголки Пинежья – словно островки духа. Вот у дороги лиственница, почитаемая местными жителями. Три ствола, растущие из одного корня, – словно три ипостаси Святой Троицы. И свой кладезь живой водицы есть: посреди тайги бьет Никольский источник. На холме высится часовенка, а под ней струится по деревянному желобу вода. Высокое содержание железа придает ей целебные свойства. И как не наполнить бутылочку животворной влагой. А летом можно окунуться в чистые воды. В ТЕМУ «Артемьевские дни» в память святого Артемия Веркольского проходят в Верколе 6 июля (чтения) и 5 августа (фольклорный фестиваль «Северный латничек»). День памяти святого праведного Иоанна Кронштадтского отмечается в Суре 14 июня. Здесь творил Федор Абрамов Веркола. Могучие избы с деревянными конями на крыше, с высокого берега реки виден Артемиево-Веркольский монастырь. Приезжая в родное село, часто любовался на него писатель Федор Абрамов. Ныне смотрит за реку его надгробный монумент. В Верколе создан мемориальный музей писателя, рассказывающий о родословной певца северной деревни, его творческом пути. Отдельный музей посвящен его старшему брату Михаилу. Здесь можно даже присесть на табуретку, на которой сиживал Федор Александрович, быть может, обдумывая замысел нового романа или рассказа. Идешь по центральной улице – и едва ли не каждый дом кажется страницей абрамовской прозы. В этом жил прообраз Михаила Пряслина, в другом пекла хлеб веркольская крестьянка, прототип Пелагеи, вот в этом старинном амбаре хранила зерно. Со своих земляков писал Федор Александрович героев тетралогии «Братья и сестры», село Пекашино – слепок с Верколы. Сегодня родина Федора Абрамова привлекает любителей путешествовать по литературным местам. Желающие могут разместиться в гостевом доме с полуторавековой историей. Тем временем обретает жилой вид еще один гостевой дом, рассчитанный на 50 человек. Приезжающих на фестиваль «Веркольские первоцветы» или на «Артемьевские дни» с радостью привечают. «Веркола» в переводе с финно-угорских языков – место сушки рыбацких сетей. Индустрия гостевого туризма в районе развивается успешно. Желающие могут пожить, например, в «Алешиной избе» (еще одна ассоциация с абрамовской прозой): рядом шумит северный лес, на гостей глядят со стен чучела таежных зверей и птиц, а хозяйский кот охотится не на мышей, а на бурундуков. Веркола – родина не только прославленного писателя, но и создателя советской электропилы Константина Вороницына. Уголок, посвященный еще одному талантливому земляку, оформлен в местной библиотеке, в честь изобретателя установлен мемориальный знак. Думаю, веркольцы увековечат и память недавно скончавшегося народного художника Дмитрия Клопова, друга Федора Абрамова. Поедим, попьем, споем Пинежье – хранилище русской культуры. В районе на 15 муниципальных поселений приходится 30 фольклорных коллективов. Гости Верколы могут не только послушать протяжные песни пинежанок, но и принять, как говорится, интерактивное участие в сельских праздниках и обрядах – пройтись в хороводе на «Веркольском гуляньице», сыграть роль жениха или невесты в пинежской свадьбе, разучить народную песню. Вам наверняка расскажут историю про то, как в девяностые годы пинежские бабушки на одном из центральных телеканалов исполнили озорную песню «Уху ела я», попросив не записывать и не транслировать ее в эфире. Но бойкие телевизионщики все-таки включили ее в передачу к немалому конфузу исполнительниц и их земляков. А бывший секретарь райкома в районной газете разразился гневной статьей «Они опозорили Пинегу». Пинега – потенциальный ресурс для гастрономического туризма. Здесь вас угостят гуляшом из оленины с ягодами, накормят рыжиками в сметане, напоят домашним квасом и черничным глинтвейном, вы отведаете блинчиков на перепелиных яйцах, вкусных калиток, калачиков, целительного напитка из репы (говорят, способствует профилактике онкозаболеваний). И это – лишь малая толика того, что подают к столу гостям Пинежья хлебосольные хозяева. Кстати, отдел культуры и туризма районной администрации объявил конкурс «Вкус Пинежья» в рамках осенней ярмарки «Пинежский торжок». Желающие принять участие могут присылать свои рецепты традиционных блюд до 15 августа сего года. «Пинежье, Пинежье родное» Хранители старины А еще богата верхняя Пинега сельскими музеями. В Карпогорах вас непременно поведут в историко-этнографический музей семьи Мерзлых. Хранители-создатели раскроют вам секреты пинежских прялок: вот эти без рисунка – старообрядческие, вот эти парни дарили девушкам. Каждое изображение на прялке имеет свой сокровенный смысл, и от того, как расположены на ней кони – идут ли в ряд или друг напротив друга – зависит, принесет ли дареная прялка счастье или наоборот. Покажут вам старинный ткацкий станок и вытканные на нем полотенца. Будущая хозяйка должна была в качестве приданого к своей свадьбе изготовить сорок (в других селах – шестьдесят!) таких полотенешек. А еще, в зависимости от сезона, проведут мастер-класс по косьбе косой-горбушей. История родного края через историю семьи – этому посвящена экспозиция музея. Мастер-класс по пилению Особенно богат сельский музей «Истоки» в Ваймуше. Расположенный в доме купца Коровина, он рассказывает о многих сторонах жизни ваймушских крестьян: сельский труд, охота, предметы повседневного быта, старинная утварь, фотографии, подаренные земляками, и даже средневековый меч времен новгородской колонизации! Все это благодаря подвижническим стараниям сельской учительницы Нины Нетесовой. Приезжайте на Пинегу – впечатлений хватит на многие годы.”

Источник: http://dvina29.ru/all-materials/item/9596-skazochnaya-literaturnaya-pesennaya
ИД «Двина» - dvina29.ru