Пинежский муниципальный район

Официальный сайт администрации

164600, Пинежский район, с.Карпогоры, ул. Ф.Абрамова, 43а

Социально-экономическое положение района

Социально-экономическое положение Пинежского района   


Пинежский район расположен в северо-восточной части Архангельской области, образован в июле 1929 года. На севере граничит с Мезенским районом, на востоке – с Лешуконским районом и республикой Коми, на западе – с Приморским и Холмогорским, на юге – с Верхнетоемским, на юго-западе – с Виноградовским районами.

Территория района составляет 32,12 тыс. кв.км. В состав района входят 15 сельских поселений на территории которых, находится 124 населенных пунктов.

Административным центром муниципального образования «Пинежский муниципальный район» является с.Карпогоры. Транспортная удаленность  от областного центра г. Архангельска по железной дороге составляет 212км.

 
Демографическая ситуация

С учетом отрицательного миграционного сальдо и естественной убыли численность населения района  на 1 января 2013 года составила 25,2 тыс. человек.

Естественная убыль населения  в 2012 году составил 28 человек,  миграционный отток  782 человека.


Рынок труда

Преобладающая часть занятого населения района сосредоточена в крупных организациях и субъектах среднего предпринимательства. Среднесписочная численность работников  в 2012 году в крупных организациях и субъектах среднего предпринимательства составила 5476 человек.

В течение 2012 года на территории района  уровень регистрируемой безработицы составил 6 %. На 1 января 2013  года  зарегистрировано в качестве безработных  939человек, что на 5%  (988 человек) ниже прошлого года.


Уровень жизни населения

Одним из основных показателей уровня жизни населения является их доход.  Среднемесячная начисленная заработная плата работников крупных  организаций и субъектов среднего предпринимательства  за  2012 года выросла по сравнению с прошлым годом на 21,3 % и составила 22632 руб. Просроченной задолженности по заработной плате на 1 января 2013 года по данным статистики не зарегистрировано.

Средний размер пенсии в 2012 году составил  11242,7 руб. или 110,4% к уровню 2011 года.


Производственная сфера
 

По данным территориального раздела Статистического регистра Росстата на 1 января 2013г. количество предприятий и организаций на территории района составило 257 единиц.

Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг крупными организациями и субъектами  среднего предпринимательства   в  2012 году  составил 1,25 млрд. рублей, что на 2,3%  выше уровня 2011 года.

Основу экономики Пинежского района определяет лесопромышленный комплекс.  Расчетная лесосека  составляет 2299,5 тыс. кбм.  Установленный  ежегодный объем заготовки древесины по договорам аренды  1667,7 тыс. кбм.

На 01.01.2013г. арендаторов участков лесного фонда - 14 организаций и 1 индивидуальный предприниматель.

Крупными и средними предприятиями района в 2012 году заготовлено древесины 936,1 тыс.кбм, вывезено 887 тыс.кбм.


Сельское хозяйство  
Сельское хозяйство  специализировано на производстве животноводческой продукции. Растениеводство обеспечивает лишь кормовую базу для животноводства, за исключением  выращивания картофеля.

Посевная площадь сельскохозяйственных культур в хозяйствах всех категорий в 2012 году уменьшилась по сравнению с 2011 годом на 19,8% и составила 1560 гектара.  Посевы картофеля сократились на 1,3%,  кормовых культур  на 24.9%, овощи сохранились на уровне прошлого года.

Сбор картофеля в хозяйствах всех категорий снизился на 14.9%  и составил 5 тыс.тонн, овощей –  увеличился на 4.4% (851,3 тонн).

В 2012 году поголовье крупного рогатого скота во всех категориях хозяйств  по сравнению с предыдущим годом снизилось на 10% . Поголовье коров на 01.01.2013 года сократилось на 96 голов.

В сельскохозяйственных организациях района на 1 января 2013г. по сравнению с соответствующей датой 2012г. поголовье крупного рогатого скота снизилось на 10.4%, из него коров – на 16.0%. Производство скота и птицы на убой (в живом весе) выросло на 6.8%, производство молока сократилось на 4.3%.

Основным резервом увеличения производства сельскохозяйственной продукции и обеспечения населения продуктами питания являются личные подсобные хозяйства. На их долю  приходится  молока    70%,   мяса  - 80%.

Гражданам, ведущим личное подсобное хозяйство, осуществляется государственная поддержка посредством предоставления субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам. В 2012 году за счет средств федерального и областного бюджетов выплачено субсидий  на сумму 73,3 тыс.руб. Кредитные договоры граждане оформляют в основном на приобретение техники, племенного скота.

Поддержка товаропроизводителей, занимающихся сельскохозяйственным и перерабатывающим производством, осуществляется в рамках целевых программ.  За 2012год сельхозтоваропроизводителям предоставлено субсидий из федерального, областного и районного бюджетов на сумму 4,1 млн.руб.


Потребительский рынок

Оборот розничной торговли по крупным организациям и субъектам среднего предпринимательства за 2012 год составил 719096 тыс. рублей, что на 4.9% выше уровня 2011г.   На территории района осуществляют торговую деятельность 248 стационарных объекта торговли общей площадью  13 тыс. кв. метров.

Оборот общественного питания по крупным организациям и субъектам среднего предпринимательства за 2012 год составил 54,9млн.руб., или 113% к уровню 2011 года.  Услуги питания населению района предоставляют 24 объекта общественного питания  на 812 посадочных мест.

Объём платных услуг, предоставленных населению крупными организациями и субъектами среднего предпринимательства в 2012 году, составил  118,6 млн. рублей или  127,6% к уровню  2011 года.


Инвестиции и строительство

Объем инвестиций в основной капитал, направленных на развитие экономики и социальной сферы, в  2012 года использован крупными организациями и субъектами  среднего предпринимательства  на 217,7 млн. рублей.

Введено 6349 кв. метров жилья, что в 2,4 раза больше уровня  2011 года.  91,7% от общего ввода жилья  был осуществлен за счет собственных и заемных средств населения – 6028 кв. метров. В 2012 году введен    12-ти квартирный жилой дом в с.Карпогоры.

Для улучшения обеспечения населения жильем на территории района реализуются федеральные, областные и районные целевые программы.

В рамках реализации программы «Обеспечение жильем молодых семей» в 2012 году  1 молодая семья получила свидетельство на получение социальной выплаты на  приобретение (строительство) жилья.

В рамках реализации ФЦП  «Социальное развитие села до 2013 года»  улучшили жилищные условия 16 семьи, в том числе 7 молодых семей и молодых специалистов. Участники программы  из всех уровней бюджета в 2012 году получили социальные выплаты в размере 5,2 млн.руб.

 
Малый бизнес

Значительная роль в экономике района принадлежит малому бизнесу. Количество  субъектов малого  предпринимательства  составляет 525 единиц, в том числе: 69 предприятий малого бизнеса и  456 индивидуальных предпринимателей. Средняя численность занятых в сфере малого бизнеса составляет более 2 тысяч человек.

  В 2012 году продолжилась реализация долгосрочной целевой программы «Развитие малого и среднего предпринимательства на территории МО «Пинежский район»  на 2010-2012 годы». В рамках программы определены основные направления муниципальной поддержки: финансовая, информационно-консультационная.

 

Проблемы, препятствующие повышению эффективности деятельности
органов местного самоуправления МО «Пинежский район»

 

Развитие малого и среднего предпринимательства

На территории Пинежского района зарегистрировано 456 индивидуальных предпринимателей, и  69 малых предприятий. Средняя численность занятых в сфере малого бизнеса составляет более 2 тысяч человек. В 2013 году планируется  снижение численности субъектов малого и среднего предпринимательства из-за  повышения с 1 января 2013 года суммы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование для индивидуальных предпринимателей.

Дорожное хозяйство и транспорт

Основной проблемой является недостаточность финансовых средств на зимнее содержание дорог, обустройство и содержание транспортных ледовых переправ, а также содержание и  ремонт дорог местного значения. В связи с этим необходимо привлечение средств областного дорожного фонда, увеличение норм содержания на зимний период, что позволит  увеличить объёмы финансирования на дорожное хозяйство.

Сельское хозяйство

По итогам работы за 2012 год из четырех сельскохозяйственных организаций одно имеет положительный результат. В целом развитие агропромышленного комплекса тормозится рядом проблем: высокие цены на ГСМ и электроэнергию, ужесточение условий получения кредитов и высокий процент за пользование кредитами, низкая эффективность использования собственниками земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в долевой собственности.

Образование

Основными проблемами в сфере дошкольного образования являются недостаточное количество мест в детских садах. Нехватка служебного жилья для молодых специалистов образовательных учреждений в районе. Повышение заработной платы педагогам муниципальных образовательных учреждений дополнительного образования детей (финансируемых из местного бюджета).

Культура

Проблемы,  препятствующие повышению эффективности деятельности в сфере культуры:  недостаточность  финансирования на проведение капитальных ремонтов зданий, приобретения оборудования необходимого  для предоставления качественных услуг; низкая заработная плата и как следствие дефицит опытных квалифицированных кадров.

Физическая культура и спорт

Основными проблемами, препятствующими развитию физической культуры и спорта на территории района являются  слабая материально-техническая база и отсутствие сети спортивных учреждений, а также  низкий уровень квалификации тренерско-преподавательского состава.

Жилищное строительство и обеспечение граждан жильем

Основными проблемами увеличения строительства жилья на территории района являются отсутствие инженерной и транспортной инфраструктурой земельных участков для целей индивидуального жилищного строительства.

Жилищно-коммунальное хозяйство

Значительный износ инженерных сетей и инфраструктуры коммунального хозяйства в части жизнеобеспечения граждан; высокая степень износа жилищного фонда. Зависимость теплоснабжающих организаций от сезонного завоза каменного угля на отопительный период.

Энергосбережение и повышение энергетической эффективности

Проблемой в данной сфере является недостаточный уровень оснащения объектов коммунального комплекса и жилых домов, а также  бюджетных учреждений приборами учета. Необходимость стимулирования бюджетных учреждений в экономии энергетических ресурсов и воды.

 

Приоритеты работы органов местного самоуправления МО «Пинежский  район»
по решению вопросов местного значения и социально-экономическому развитию на трехлетний период

 

Развитие малого и среднего предпринимательства

В целях создания благоприятных условий для развития малого и среднего предпринимательства на территории района разработана и действует долгосрочная целевая программа «Развитие малого и среднего предпринимательства в Пинежском муниципальном районе на 2013-2015 годы». В рамках  мероприятий программы финансовые средства направлены на проведение обучающих семинаров, предоставление субсидий начинающим предпринимателям на создание собственного дела.

Сельское хозяйство

В целях содействия развитию сельского хозяйства на территории района разработана  и действует долгосрочная целевая программа «Развитие агропромышленного комплекса в Пинежском муниципальном районе на 2012-2015 годы». Программные мероприятия направлены  на повышение финансовой устойчивости сельского хозяйства и улучшение общих условий функционирования АПК района. В рамках мероприятий программы сельхозтоваропроизводителям предоставляется финансовая поддержка в виде субсидий на производство и реализацию крупного рогатого скота в живом весе, масла.

Улучшение инвестиционной привлекательности

В целях реализации инвестиционной политики на территории района разработан и утвержден Порядок сопровождения инвестиционных проектов, планируемых к реализации и реализуемых на территории муниципального образования, создана комиссия по инвестиционным ппроектам.

 Сформирован перечень инвестиционных проектов, реализуемых и планируемых к реализации на территории района, ведется работа по его актуализации. Для реализации инвестиционных проектов на территории района хозяйствующим субъектам выделяются земельные участки, проводится консультационная работа с потенциальными инвесторами.

Дорожное хозяйство и транспорт

Завершение в 2013 году проектных работ моста через р.Мысовая.

Ремонт моста через р.Сура, частично разрушенного весенним паводком 2013 года. Строительство железобетонного моста через р.Олма.Замена водопропускных сооружений на автодороге общего пользования  Карпогоры-Нюхча на участке Городецк-Сосновка.

Образование

       Приоритеты в сфере образования:

 - создание условий для повышения доступности и качества дополнительного образования;

-создание дополнительных мест, развитие вариативных форм дошкольного образования;

-введение федеральных государственных образовательных стандартов;

-укрепление и обновление материально-технической и учебно-лабораторной базы образовательных учреждений;

- увеличение фонда оплаты труда в сфере образования

Культура

Приоритетные задачи -  сохранение традиционной культуры и популяризация народных традиций,  также сохранение сети досуговых и библиотечных учреждений. Совершенствование оплаты труда работников учреждений культуры.

        Физическая культура и спорт

       Популяризация физической культуры, спорта среди различных групп населения муниципального образования. Строительство спортивных площадок, приобретение качественного спортивного инвентаря. Привлечение большего количества населения для участия в соревнованиях  различных видов спорта.

        Жилищное строительство и обеспечение граждан жильем

    Для улучшения обеспечения населения жильем на территории района реализуются федеральные, областные и районные целевые программы: долгосрочная целевая программа «Обеспечение жильем молодых семей» на 2012-2014 годы, долгосрочная целевая программа «Развитие агропромышленного комплекса Пинежского района на 2012-2015 годы», федеральная целевая программа «Социальное развитие села до 2013 года». Увеличение показателей жилищного строительства планируется в основном  за счет индивидуальных застройщиков, а также  строительства многоквартирных жилых домов: четырех - в п.Пинега и одного в с.Карпогоры .

Жилищно-коммунальное хозяйство

В соответствии с требованиями по реализации государственной жилищной политики, в целях увеличения доли многоквартирных домов, в которых собственники помещений выбрали и реализуют один из способов управления многоквартирными домами и доведения в дальнейшей перспективе до 100% органами местного самоуправления муниципального района постоянно проводится разъяснительная работа о способах управления многоквартирными домами, оказывается консультационная помощь по вопросам управления многоквартирными домами руководителям управляющих организаций и товариществ собственников жилья.

Увеличение доли многоквартирных домов, расположенных на земельных участках, в отношении которых осуществлен государственный кадастровый учет, планируется в результате выполнения условий федерального закона от 21.07.2007 г. № 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства".

Поэтапный перевод котельных на местные виды топлива.

Энергосбережение и повышение энергетической эффективности

Проведение плановых мероприятий направленных на повышение энергосбережения, установки коллективных (общедомовых) приборов учета на многоквартирных домах, бюджетных учреждениях  и индивидуальных приборов учета в жилых помещениях.

Снижение ресурсопотребления бюджетных учреждений обеспечивается организационными мерами и мероприятиями по энергосбережению, согласно долгосрочной целевой программе "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности муниципального образования  ". Приоритетами в данном направлении являются:

- модернизация объектов коммунальной инфраструктуры,

- обеспечение объектов социальной сферы приборами учета,

- заключение с муниципальными бюджетными учреждениями энергосервисных договоров (подрядчик берет на себя обязанность по выполнению определенных действий, направленных на энергосбережение  и повышение энергетической эффективности).