Меры по противодействию распространению коронавирусной инфекции COVID-19

Распоряжение администрации МО "Пинежский район" от 12 мая №0074-ра "О мерах по противодействию распространению на территории муниципального образования «Пинежский муниципальный район» Архангельской области новой коронавирусной инфекции (COVID-2019)"

∗∗∗

Новые меры административной ответственности в условиях противодействия новой коронавирусной инфекции

Такой Федеральный закон принят в трех чтениях на пленарном заседании Государственной Думы 31 марта 2020 года. Сегодня он будет рассмотрен также и Государственной Думой.

Это федеральный закон «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» 

Федеральный закон направлен на обеспечение безопасности граждан 
в условиях ЧС, угрозы распространения опасного заболевания или карантина. 

В этих целях совершенствуются составы правонарушений в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, информационной безопасности и обращения лекарственных средств. 

Вводится новый состав – невыполнение правил поведения при чрезвычайной ситуации или угрозе ее возникновения.

В сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения

 Это статья 6.3 КоАП РФ. Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Включаются новые части 2 и 3.

Часть 2 статьи 6.3 КоАП РФ. Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, 

— выразившееся в нарушении действующих санитарных правил 
и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, совершенные в период 

режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, 

либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), 

— либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий. 

Это влечет наложение административного штрафа 

— на граждан — в размере от 15 до 40 тысяч рублей; 

— на должностных лиц – от 50 до 150 тысяч рублей; 

— на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность 
без образования юридического лица, – от 50 до 150 тысяч рублей 
или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;

— на юридических лиц – от 200 до 500 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Часть 3 статьи 6.3 КоАП РФ. Действия (бездействие), предусмотренные частью 2 статьи 6.3 КоАП РФ, повлекшие причинение вреда здоровью человека или смерть человека, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния. 

Это влечет наложение административного штрафа 

— на граждан в размере от 150 до 300 тысяч рублей; 

— на должностных лиц – от 300 до 500 тысяч рублей или дисквалификацию 
на срок от одного года до трех лет; 

— на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность 
без образования юридического лица, – от 500 до 1 миллиона рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток; 

— на юридических лиц – от 500 тысяч до 1 миллиона рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

По частям 2 и 3 статьи 6.3 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица органов внутренних дел (полиции) (пункт 1 части 2 статьи 28.3 КоАП РФ), должностные лица органов, осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор (пункт 19 части 2 статьи 28.3 КоАП РФ), а также праве прокуратура (статья 28.4 КоАП РФ). 

По частям 2 и 3 статьи 6.3 КоАП РФ дела об административных правонарушениях рассматривают судьи районных судов (часть 1 и абзац третий части 3 статьи 23.1 КоАП РФ). По части 1 статьи 6.3 КоАП РФ дела рассматриваются судьями в случаях, если орган или должностное лицо, к которым поступило дело о таком административном правонарушении, передает его на рассмотрение судье.

 Обеспечение информационной безопасности граждан от недостоверных сведений об угрозах жизни и здоровью

Для этого предлагается административная ответственность за распространение в интернете или СМИ фейковых новостей об эпидемии. 

Статья 13.15 КоАП РФ. Злоупотребление свободой массовой информации

Новые части 10.1 и 10.2 следующего содержания:

Часть 10.1 статьи 13.15 КоАП РФ. Распространение в средствах массовой информации, а также в информационно-телекоммуникационных сетях под видом достоверных сообщений заведомо недостоверной информации об обстоятельствах, представляющих угрозу жизни и безопасности граждан, и (или) о принимаемых мерах по обеспечению безопасности населения и территорий, приемах и способах защиты от указанных обстоятельств. 

Обстоятельствами, представляющими угрозу жизни и безопасности граждан, указанными в части 10.1 данной статьи, признаются чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, чрезвычайные экологические ситуации, в том числе эпидемии, эпизоотии и иные обстоятельства, возникшие в результате аварий, опасных природных явлений, катастроф, стихийных и иных бедствий, повлекшие (могущие повлечь) человеческие жертвы, нанесение ущерба здоровью людей и окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности населения.

Это влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от 1,5 до 3 миллионов рублей с конфискацией предмета административного правонарушения или без таковой.

Часть 10.2 статьи 13.15 КоАП РФ. Распространение в средствах массовой информации, а также в информационно-телекоммуникационных сетях заведомо недостоверной общественно значимой информации под видом достоверных сообщений, повлекшее смерть человека, причинение вреда здоровью человека или имуществу, массовое нарушение общественного порядка и (или) общественной безопасности, прекращение функционирования объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, кредитных организаций, объектов энергетики, промышленности или связи.

Это влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от 3 до 5 миллионов рублей с конфискацией предмета административного правонарушения или без таковой.

Часть 11 статьи 13.15 КоАП РФ. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 10.1 или 10.2 данной статьи. 

Это влечет наложение административного штрафа 

— на граждан в размере от 300 до 400 тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения или без таковой; 

— на должностных лиц – от 600 тысяч до 900 тысяч рублей; 

— на юридических лиц – от 5 до 10 миллионов рублей с конфискацией предмета административного правонарушения или без таковой.

Обо всех случаях возбуждения дел об указанных административных правонарушениях, в течение двадцати четырех часов уведомляются органы прокуратуры Российской Федерации. 

Административное наказание в виде административного штрафа не подлежит замене на предупреждение в случае совершения административного правонарушения, предусмотренного статьей 13.15 КоАП РФ.

По частям 10.1, 10.2 и 11 статьи 13.15 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях составляют 

— должностные лица органов внутренних дел (полиции)(пункт 1 части 2 статьи 28.3 КоАП РФ);

— должностные лица органа, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (пункт 58 части 2 статьи 28.3 КоАП РФ).

В случаях, если после выявления административного правонарушения, предусмотренного статьей 13.15 КоАП РФ, проводится административное расследование.

По статье 13.15 КоАП РФ дела об административных правонарушениях рассматривают мировыми судьями (часть 1 и абзац третий части 3 статьи 23.1 КоАП РФ). 

 В сфере обращения лекарственных средств

До настоящего время размеры предельных надбавок устанавливались только в отношении лекарств, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов. 
Федеральным законом «О внесении изменений в статью 60 Федерального закона «Об обращении лекарственных средств» и статью 38 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» предусмотрено, что в условиях чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения опасного заболевания Правительство России вправе установить предельные отпускные цены и надбавки на лекарственные препараты, не включенные в указанный перечень. В этой связи вводится специальная административная ответственность за завышение цен на лекарства.

Это статья 14.42 КоАП РФ «Нарушение законодательства об обращении лекарственных средств». 

Вводится новая часть 4 статьи 14.42 КоАП РФ. Реализация либо отпуск лекарственных препаратов с нарушением требований законодательства об обращении лекарственных средств в части установления предельных размеров оптовых надбавок к фактическим отпускным ценам, установленным производителями лекарственных препаратов на указанные лекарственные препараты, или розничных надбавок к фактическим отпускным ценам, установленным производителями лекарственных препаратов на указанные лекарственные препараты. 

Это влечет наложение административного штрафа 

— на должностных лиц в размере от 250 до 500 тысяч рублей; 

— на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – в двукратном размере излишне полученной выручки от реализации лекарственных препаратов вследствие неправомерного завышения регулируемых государством цен за весь период, в течение которого совершалось правонарушение, но не более одного года; 

— на юридических лиц – в двукратном размере излишне полученной выручки от реализации лекарственных препаратов вследствие неправомерного завышения регулируемых государством цен за весь период, в течение которого совершалось правонарушение, но не более одного года.

Эти нормы направлены на предотвращение незаконного завышения цен на необходимые гражданам лекарственные препараты, что особенно важно в текущей ситуации с распространением опасного вируса.

Органы, осуществляющие государственный контроль (надзор) в области регулируемых государством цен (тарифов), рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 4 статьи 14.42 КоАП РФ (часть 1 статьи 23.51 КоАП РФ).

Должностные лица органов, осуществляющих функции по контролю и надзору в сфере здравоохранения, составляют протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частью 4 статьи 14.42 КоАП РФ (пункт 18 части 2 статьи 28.3 КоАП РФ).

 Ответственность за нарушения карантинных мер при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации

Вводится новая статья 20.6.1 КоАП РФ. Невыполнение правил поведения при чрезвычайной ситуации или угрозе ее возникновения

Часть 1 статьи 20.6.1. Невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 КоАП РФ. 

Это влечет предупреждение или наложение административного штрафа 

— на граждан в размере от 1 до 30 тысяч рублей; 

— на должностных лиц – от 10 до 50 тысяч рублей; 

— на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от 30 до 50 тысяч рублей; 

— на юридических лиц – от 100 до 300 тысяч рублей.

По части 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ дела об административных правонарушениях рассматривают судьи районных судов (часть 1 и абзац третий части 3 статьи 23.1 КоАП РФ). 

Часть 2 статьи 20.6.1. Действия (бездействие), предусмотренные частью 1 статьи 20.61, повлекшие причинение вреда здоровью человека или имуществу, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 6.3 КоАП РФ, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, либо повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 данной статьи. 

Это влечет наложение административного штрафа 

— на граждан в размере от 15 до 50 тысяч рублей; 

— на должностных лиц – от 300 до 500 тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; 

— на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от 500 до 1 миллиона рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток; 

— на юридических лиц – от 500 тысяч до 1 миллиона рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 20.6.1 КоАП РФ, вправе составлять должностные лица органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (пункт 18 части 5 статьи 28.3), а также должностные лица органов исполнительной власти субъектов Федерации. Перечень указанных органов и их должностных лиц утверждается высшим должностным лицом (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации.

В случаях, если после выявления административного правонарушения, предусмотренного статьей 20.6.1 КоАП РФ, проводится административное расследование.

Соответствующие изменения внесены в статью 3.5 КоАП РФ в части минимального и максимального размера административного штрафа, которые могут устанавливаться за совершение административных правонарушений.

  Правовой департамент администрации Губернатора Архангельской области и Правительства Архангельской области

∗∗∗

Ужесточена уголовная ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических правил

Федеральный закон сегодня принят в трех чтениях на пленарном заседании Государственной Думы. Он также будет сегодня рассмотрен Советом Федерации.

Это федеральный закон «О внесении изменений в статью 236 Уголовного кодекса Российской Федерации и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» (проект № 929651-7). 

Новый закон направлен на ужесточение уголовной ответственности за нарушение санитарно-эпидемиологических правил. Речь идет, например, о таких деяниях, как нарушение режима карантина. 

Усилено наказание за нарушение санитарно-эпидемиологических правил, повлекшее по неосторожности массовое заболевание людей, смерть человека либо смерть двух и более лиц. Введена уголовная ответственность за распространение фейковых новостей о коронавирусе.

В новой редакции изложена статья 236 «Нарушение санитарно-эпидемиологических правил» Уголовного кодекса России. 

Часть 1 статьи 236 УК РФ. Нарушение санитарно-эпидемиологических правил, повлекшее по неосторожности массовое заболевание или отравление людей либо создавшее угрозу наступления таких последствий. 

Наказание: 

— штраф в размере от 500 до 700 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до восемнадцати месяцев, 

— либо лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от 1 года до 3 лет, 

— либо ограничение свободы на срок до двух лет, либо принудительные работы на срок до 2 лет, либо лишением свободы на тот же срок.

Часть 2 статьи 236 УК РФ. Нарушение санитарно-эпидемиологических правил, повлекшее по неосторожности смерть человека. 

Наказание: 

— штраф в размере от 1 миллиона до 2 миллионов рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, 

— либо ограничение свободы на срок от 2 до 4 лет;

— либо принудительные работы на срок от 3 до 5 лет, 

— либо лишение свободы на тот же срок.

Часть 3 статьи 236 УК РФ. Нарушение санитарно-эпидемиологических правил, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц. 

Наказание:

— принудительные работы на срок от 4 до 5 лет;

— либо лишение свободы на срок от 5 до 7 лет.

Расследование указанных преступлений: 

— по части 1 и части 2 статьи 236 УК РФ отнесено к ведению следователей органов внутренних дел России (пункт 3 части 2 статьи 151 УПК РФ), 

— по части 3 статьи 236 УК РФ отнесено к ведению следователей Следственного комитета России (подпункт «а» части 2 статьи 151 УПК РФ). 

Рассмотрение уголовных дел данной категории: 

— по части 1 статьи 236 УК РФ относится к подсудности мировых судей (часть 1 статьи 31 УПК РФ); 

— по части 2 и части 3 статьи 236 УК РФ — к подсудности районных судов 
(часть 2 статьи 31 УПК РФ). 

Поправками также вводятся новые уголовные составы. Это:

— статья 207.1 «Публичное распространение заведомо ложной информации об обстоятельствах, представляющих угрозу жизни и безопасности граждан»;

— статья 207.2 «Публичное распространение заведомо ложной общественно значимой информации, повлекшее тяжкие последствия». 

Это связано с тем, что в условиях борьбы с такой коронавирусной инфекцией (COVID-2019) ложная информация дезориентирует граждан и препятствует принимаемым мерам по недопущению ухудшения ситуации.

Статья 207.1 УК РФ. За публичное распространение под видом достоверных сообщений заведомо ложной информации об обстоятельствах, представляющих угрозу жизни и безопасности граждан, и (или) о принимаемых мерах по обеспечению безопасности населения и территориях, приемах и способах защиты от указанных обстоятельств предлагается наказывать следующим образом:

— штраф в размере от 300 тысяч до 700 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 1 года до 18 месяцев;

— обязательные работы на срок до 360 часов;

— исправительные работы на срок до 1 года;

— ограничение свободы на срок до 3 лет.

Под обстоятельствами, представляющими угрозу жизни и здоровью граждан, понимаются чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, чрезвычайные экологические ситуации (эпидемии, эпизоотии и иные аналогичные обстоятельства, повлекшие (могущие повлечь) человеческие жертвы, нанесение ущерба здоровью людей и окружающей среде, значительные материальные потери).

Статья 207.2 УК РФ. В случае публичного распространения под видом достоверных сообщений заведомо ложной общественно значимой информации, повлекшее по неосторожности причинение вреда здоровью человека (часть 1 статьи 207.2) предлагается наказывать:

— штрафом в размере от 700 тысяч до 1 миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 18 месяцев;

— исправительными работами на срок до 1 года;

— принудительными работами на срок до 3 лет либо лишением свободы 
на срок на тот же срок.

За публичное распространение под видом достоверных сообщений заведомо ложной общественно значимой информации, повлекшее по неосторожности смерть человека или иные тяжкие последствия (часть 2 статьи 207.2 УК РФ) предусмотрены более суровые уголовные санкции:

— штраф в размере от 1 миллиона 500 тысяч до 2 миллионов рублей 
или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период 
от 18 месяцев до 3 лет;

— исправительные работы на срок до 2 лет;

— принудительные работы на срок до 5 лет либо лишением свободы на срок 
на тот же срок.

Расследование указанных преступлений отнесено к ведению следователей Следственного комитета России (подпункт «а» части 2 статьи 151 УПК РФ).

Рассмотрение уголовных дел: 

— по статье 207.1 и части 1 статьи 207.2 УК РФ – к подсудности мировых судей (часть 1 статьи 31 УПК РФ); 

— по части 2 статьи 207.2 УК РФ — к подсудности районных судов (часть 2 статьи 31 УПК РФ).

 Правовой департамент администрации Губернатора Архангельской области и Правительства Архангельской области