Пинежский муниципальный район

Официальный сайт администрации

164600, Пинежский район, с.Карпогоры, ул. Ф.Абрамова, 43а

Монастыри

 На территории Пинежского района расположено 3 монастыря.

Важное значение в жизни Пинежской земли играли монастыри. Всего перед революцией 1917 года в Пинежском уезде было 3 действующих монастыря, 8 каменных церквей, 54 деревянных церкви, 63 часовни. В 20-е годы все они были закрыты и многие разрушены. Некоторые были сохранены как памятники истории и архитектуры.

 

СУРСКИЙ ИОАННО-БОГОСЛОВСКИЙ женский МОНАСТЫРЬ основан о. Иоанном Кронштадским в 1899 году на своей родине в с. Сура. В 1990 году официально преобразован в нештатный общежительский Иоанно-Богословский женский монастырь.

 

  

Сура – родина одного из самых почитаемых русских святых – о. Иоанна Кронштадтского. Семья, в которой он рос, была бедной. Его родители – причетник местного храма Илья Михайлович Сергиев и его жена Феодора Власьевна – решили дать сыну духовное образование, и очень скоро ему пришлось покинуть родные места. По окончании Санкт-Петербургской духовной академии о. Иоанн был назначен священником в Андреевский собор в города Кронштадт. Вынужденный проводить большую часть времени в дали от родины, во время своих приездов на Пинежье он помогал местным жителям материально, лечил их, выказывая при этом прозорливость (умение взглянуть в будущее).

По просьбе пинежан о. Иоанн содействовал основанию первого в этом крае женского монастыря. Благодаря его поддержке в 1899 году в Суре была основана община, а уже в 1900 году ее преобразовали в Сурский Иоанно-Богословский женский монастырь.

Сурская Иоанно-Богословская женская община просуществовала недолго – двадцать лет. Роль монастыря в жизни края была огромна. Среди насельниц (на момент открытия обители в её стенах собрались 24 монахини и 111 послушниц) было много местных жительниц, имена которых сохранились в монастырских книгах. Девочки, проходившие послушание в монастыре, имели возможность не только получить образование, но и овладеть ремёслами.

Для удобства сестёр был построен игуменский корпус с трапезной и кельями, оборудованы мастерские. К игуменскому корпусу был пристроен деревянный храм в честь Иоанна Богослова. Позднее началось строительство пятиглавого Успенского собора и колокольни. В монастыре был издательский центр. Авторитет книжного слова на верхней Пинеге, население которой составляли преимущественно старообрядцы, был очень высок. В домах многих сурян до сих пор можно встретить книги, изданные в монастыре и приобретённые в монастырской книжной лавочке. Судьбы обитательниц монастыря оказались трагичны. После закрытия монастыря лишь немногие разошлись жить по родственникам и знакомым. Большая же часть сестер погибла. По рассказам местных жителей, пароход с ними утопили в реке. Поруганы были и монастырские храмы: в Успенском соборе был открыт клуб, а его ограда была использована для стадиона. В настоящее время обитель и храмы возрождаются.

Недалеко от села Сура расположена ещё одна святыня, известная далеко за пределами Пинежского района. К ней в дни больших праздников и сегодня приходят паломники из районов Архангельской области в надежде получить чудесное исцеление. Местные жители называют это святое место Николой-ручьем и связывают его с обретением иконы Николая Чудотворца, самого популярного на Русском Севере святого. «Сказывают, здесь икона Николы в ручье явилась. Кто-то её тайком домой унёс, а она опять на то место пришла. Раз Никола святой, и икона святой стала, целебной: от уроков, уразов помогла. Она и зимой не замерзает». Сакральный комплекс Николы-ручья многократно перестраивался. В настоящее время в него входит сам ручей и стоящая на угорышке обетная часовня, по форме напоминающая небольшой сарайчик. Приходящие сюда паломники приносят обетные дары (пелены, полотенца, платки, рубашки, иконки и пр.), а взамен уносят воду из ручья, которую используют в лечебных целях.

На левом берегу реки Пинеги вот уже четыре столетия высится знаменитый СВЯТО-АРТЕМИЕВО ВЕРКОЛЬСКИЙ мужской МОНАСТЫРЬ. Основание монастыря относится к началу XVII века. Его покровителем считается Святой отрок Артемий. Святой праведный Артемий (1532 – 6 июля 1544г.) родился в Верколе, в благочестивой крестьянской семье. Артемий с детства избегал шумных забав, предпочитая молитву. Однажды работая с отцом во время грозы в поле, он упал замертво после удара грома. Жители селения не решались передать тело земле, решив, что он наказан за тайные грехи, не позволили похоронить его на кладбище. Тело положили в лесу, обнесли срубом, который со временем завалило ветками. Спустя 33 года его мощи обрели нетленными – от них исходил чудный свет. От его Святых мощей сразу после обретения стали происходить многочисленные исцеления. На месте обретения мощей и возник монастырь. Его основателем можно считать кеврольского воеводу Афанасия Пашкова, который в благодарность за исцеление своего сына построил церковь в честь святого Артемия Праведного. По его просьбе в монастырь прислали двух монахов.

Однако храм этот вскоре сгорел, а на его месте в 1649 году был построен новый, в который 17 ноября были торжественно перенесены мощи. Сейчас на территории Веркольского монастыря находятся собор Успения и Рождества Христова (1897г.), церковь Святого Артемия (1806г.), Казанская с братским корпусом (1909), настоятельный корпус (1880г.), кузница, братский корпус (1878г.), баня, церковь Ильи Пророка (1697г.) – памятники федерального значения.

 

С начала 90-х годов XX в Свято-Артемиево Веркольском мужском монастыре начала возрождаться монашеская жизнь. Ежедневно совершается Божественная Литургия. Возрождена традиция древнего знаменного распева. В селе Веркола действует Воскресная школа.

КРАСНОГОРСКИЙ БОГОРОДИЦКИЙ мужской МОНАСТЫРЬ основан в 1606 году преп. Макарием Красногорским на горе Чёрной, до 1630 х годов назывался Черногорским монастырём. Монастырь расположен в 15 км от пос. Пинега. Место для него выбрано удивительно удачно: он стоит на высокой горе, откуда открывается красивая панорама на реку, делающую поворот, её пойму, вдоль которой разбросаны деревни. Ощущение полёта, возникающее у всякого, кто обозревает окрестности от Красногорского монастыря, ещё более усиливается в дни весеннего половодья, когда разлившаяся бегущая вода будто расширяет пределы неба, отражающегося в ней. Не случайно прежнее название горы до учреждения на ней святой обители – Чёрная – со времён было заменено другим – Красная (то есть красивая). Основание обители в 1603 году связывают со следующей легендой. В Кевроле в Воскресенской церкви хранился чудотворный образ Владимирской Божьей матери. И настоятелю этой церкви приснилась во сне Богородица и повелела отдать эту икону отцу Мирону чтобы он отнёс её на Чёрную гору и основал там пустынь. Очень помогала эта икона. Как-то случился в лесу сильный пожар и к монастырю подходил: как обошли его с иконой, он и стих. Эту икону по всей округе носили: те, кто под неё подкуркивал, целый год не болел.

Постригшись в монахи под именем Макария, Мирон с двумя помощниками отнёс икону на Чёрную гору и в течение двух лет расчищал лес под строительство будущего монастыря. Получив наконец разрешение от Василия Шуйского на основание обители, он нанял искусного плотника Якова, срубившего первую деревянную церковь и кельи для монахов.

Настоящий расцвет монастыря начался только с 1629 года с обретением другой чудотворной иконы – Грузинской Божьей Матери. Согласно легенде ярославский купец увидел во сне Богородицу, которая повелела пожертвовать икону Богоматери в северную землю на Чёрную гору. Вскоре его приказчик, бывший по делам в Персии, привёз оттуда повреждённый иконописный лик матери Иисуса, купленный на базаре. Отреставрировав его, украсив золотом и жемчугом, Иван Лыткин выполнил обещание и передал икону, присовокупив щедрые пожертвования, Красногорскому монастырю. Не оставлял он его заботами и в последующие годы своей жизни. На его средства в ХVII веке была возведена новая деревянная церковь типа «шатёр на бочке» (очень распространённая в здешних краях), шатровая колокольня, ограда и другие постройки.

Большую известность Красногорский монастырь приобрёл в начале ХVIII века, когда его часто посещал сосланный на Пинегу указом Петра I сподвижник опальной царевны Софьи князь Василий Голицын. Согласно его завещанию в 1714 году он был погребён на монастырском кладбище (надгробная плита с его могилы хранится ныне в местном краеведческом музее).

В 1716 году в Красногорском монастыре случился пожар, и в целях безопасности было принято решение отстраивать церкви в камне. Первый каменный трёхпредельный собор Грузинской Божьей Матери был освящён в 1735 году. Позже были возведены трапезная и колокольня.

В настоящее время он находится в запустении, здания постепенно ветшают. Но и в таком виде, венчая Красную гору, он по-прежнему продолжает поражать воображение всех проезжающих.